«Законы и обычаи Мориквэнди»
или просто
«Обычаи аври»
«Эльфы мы "не возжелавшие", грамоты не разумеем, языкам не обучены,
шляемся неизвестно под какими ёлками и однако-ж - вот, есть же мы...»
с Маэлнор
ПЛАН:
1.Смерть (стр 1)
2.Возрождение личности (стр 3)
3.Рождение детей (стр 4)
4.Детство
5.Обучение (стр 5)
6.Выбор Пути
7.Брак, Расторжение брака
1.СМЕРТЬ
И главное: смерть – это только начало...
(с) Морвэ, о трактате «Обычаи аври»
Когда эльф умирает, фэа некоторое время (от нескольких часов, до нескольких дней) держится у хроа. Лишь после этого она полностью «отделяется». И вот тогда её настигает Зов Намо. Теоретически, фэа может его отвергнуть, но фактически Зов Намо – наименьшее зло из доступных в этот момент, потому его и слушаются. Крупнейший реинкарнационный центр в Эа – это сады Ирмо. Однако, нельзя исключать вероятности «воскрешения» с помощью майар фэантури . Но, подобные вещи считаются по меньшей мере дурным тоном, граничащим с «чёрной магией» и прочими весёлыми, но опасными вещами (и вообще, любое резкое изменение в судьбе считается тяжким преступлением – наверное потому, что Вайрэ сильно не нравится переправлять свой узор). Ещё вполне возможно с помощью мага разума и духа (их ещё ментальными магами называют) вселить фэа в живое тело. Но это бывает крайне редко.
Скитающиеся фэа может и само попробовать захватить тело живущего эльфа. Если фэа достаточно сильн, у него с жертвой происходит «поединок». По результатам возможно несколько вариантов:
А) победитель боя подчиняет себе проигравшего (но не полностью, возможны бунты)
Б) поглощение «сильным» фэа слабого (но тоже неполное), создающее ощущения вроде.
В) кондоминиум (совместное проживание) – не сказать, что это шизофрения, но очень к ней близко.
Г) совмещение (аналогично (Б), но на более мягких условиях) – отсутствует конфликт между «душами», но вполне возможен конфликт на уровне характеров.
Д) самоуничтожение – в «битве» побеждает Бездна (фэа пропадают, частенько вместе с телом)
Кстати, ещё один из способов реинкарнации – попытаться позвать фэа при зачатии ребёнка. Один из глючных способов, правда…
Некоторые фэа, не желающие боёв «за место под солнцем», становились духами деревьев и мест Силы. И, возможно, иногда, накопив силу, могли являться в видениях путникам.
Фэа, послушавшиеся Зова, отправляются в Чертоги Мандоса. Как происходит полёт – вопрос спроный. Мы придерживаемся мнения, что полёт длится во времени и пространстве, поэтому требует время. Вот список всех точек зрения:
А) этот полёт длится со скоростью мысли (т.е. мгновенно)
Б) это продолжительное, а иногда весьма сложное путешествие.
В) истина где-то посередине.
А что происходит с фэа, будь она в течении времени? Иногда бывает почти по пословице – «поспешишь – людей насмешишь». Поле желаний (инициируемое re) может быть столь сильно, что действительно влияет на судьбу.
Таковое влияние скорее всего импульсивно, поэтому, бесконтрольно и хаотично. И чем сильнее желание, тем дольше путь.
Далее, фэа оказывается в Чертогах . Где-то здесь же и чуть раньше, фэа начинает видеть «сны». Воспринимаются они как иные жизни, но отличаются от полноценных своей укороченностью, «эпизодичностью», как рассказа отличается от толстого романа. Это могут быть отрывки из жизни, которые слишком сильно волнуют фэа и оно «вспоминает» и перерабатывает их снова и снова. Это могут быть «проверки», проводимые Ирмо: он ставит условия, в которых фэа обнаруживает свои истинные стремления и желания (прежде всего – обнаруживает для самой себя).
Например, определяется, насколько сильно эльф любит, и, следовательно есть ли необходимость не разлучать его в следующей инкарнации.
Обстановка может быть и в стиле «суда Господня» - если фэа к этому расположено. «Каждому – да по вере его»,- говаривал Воланд голове Берлиоза… Анутраж может быть любым, но лишь за ним скрывается суть (А хорошо настраиваемый интерфейс сделает вашу пост-жизнь праздником. Namdows – выбор просветлённых )
Мудрейшие светлых Эльдар говорили, что судьба эльфов связана с Ардой, и они не могут покинуть её до Дагор Дагоррат. Но тогда где мы сейчас и что мы здесь делаем? И что бы ни говорили, но Арда и Земля – это всё-таки разные, хотя в чём-то и сильно похожие миры. Вариант ответов есть разные:
А) Земля ныне – это и есть видоизменённая и крайне искажённая Арда.
Б) Земля и Арда – разные «планы» одного гипермира. И возможен переход с одной ветки на другую. Привязка к одному макромиру сохраняется, но возможности расширяются.
В) На самом деле – этот мир есть иллюзия, либо очередной «тестовый сон». А на самом деле – все мы спим в Лориэне. Не самая, надо сказать, плохая перспектива. Но почему нам грезится подобное??
Г) Арды уже нет, всем спасибо, все свободны!
Ну и ещё куча других вариантов, хоть те же:
К) Арда и Земля – совершенно разные и независимые миры, которые лишь похожи друг на друга.
Л) Арды нет и никогда не было. Это плод фантазии Толкина. Но Земля может приблизиться к идеалу Арды, если люди, которые называют себя эльфами… и т.п.
М) Вы, …, …, такие, эльфы …, …, … занимаетесь и другим мозги … !!!
И прочая, прочая, прочая!
Какой из вариантов верен? Кто ж знает!
Схема (неточная, неправильная, но точнее она не вырисовывается… Эта схема где-то была в философских книгах, но никто её толком не помнит):
2. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Неизвестно, какая часть рождённых эльфов является «вновь созданными», а какая – перерождающимися. Возможно, «вновь созданные» фэа пришли из миров, совсем не похожих на наш, с другими физическими законами. А возможно, они действительно каким-то образом были созданы по воле Единого. Но мы можем заметить, что у некоторых эльфят очень скоро появляются черты, которые никак не могли появиться по воспитанию (жил себе в городе, а его видите-ли в горы тянет! Ну какого дались именно эти самые горы? И ведь главное – забираться умеет чёрти-куда, уж все скалы местные облазил и даже не намёка на сорваться или покалечиться!).
Ребёнку бывает трудно понять эти новые свои черты и, возможно, он пытается подавить их в себе. Очень часто это бывает под давлением окружающего общества, которое не любит чужих, и пытается подмять под себя. Это называется «процесс социализации». Кстати, с возрастом подобное давление не слабеет. Но постепенно природа берёт своё и, даже если эльф будет подавлять в себе проявления Прошлого, то, как он это будет делать, его привычки, стиль жизни, будут соответствовать Прошлому.
Можно отказаться от Памяти, но невозможно измениться вмиг. Забавно, но даже отказ не освобождает от ответственности.
Кстати, черты лица (а скорее – его выражение и загадочное «впечатление» от него) постепенно тоже начинают меняться на прежние. Вместе с моторикой тела (позы, жесты). Вспышками приходят знакомые ощущения (приятное, знакомое тепло разогревшейся от игры на гитароподобном инструменте – на практике, кстати, оказавшееся точно таким же), знания, таланты.
Чтобы взрастить хороший талант, иногда и нескольких жизней не хватает.
Итак, разберёмся в механизме.
Фэа даёт привычки, предпочтения, аморфные и неясные. Это влияет на те выборы на жизненном пути, которые эльф делает. Но эти предпочтения могут меняться по ходу.
Следовательно, эльф, попавший в благоприятные условия, набирает опыт, сходный с прошлым опытом (выборы-то те же!). Впрочем, в неблагоприятных и экстремальных условиях тоже приходится быстро «вспоминать». И вот, в какой-то момент открывается поток Памяти – это чаще всего происходит спонтанно, как снег на голову. Но причины, похоже, одинаковы: запрета себе эльф на Вспоминание не даёт. Память начинает обрисовываться, чётче и чётче – в результате размышлений и выводов по большей части. Для окружающих шока нет, потому как нет качественного перелома: эльф лишь получает резкий скачок в своих умениях и талантах (последние по сути – выжимки из прошлого опыта, а у эльфов с их продолжительностью жизни – не только прошлого, но и достаточно большого и основательного). Правда, не всё так безоблачно – в жизни, благодаря креативу Эру, всегда есть место паскудству.
Потом вспоминается более, в голову лезут факты, имена, события. Кое-что (смерти, предательства, тяготы..) пережить не легко. А помножьте это на сокращённые сроки, в которые воспоминания сваливаются на эльфа. Шок для психики изрядный, и можно день пролежать пластом, пока не станет легче. Однако, мало кто жалеет о приходе Памяти – она является тогда, когда эльф готов и решился на это. А эльфы стараются не спешить в столь важных для будущего действиях. Ну, точнее, эльфы-то, понятное дело, не торопятся, но обстоятельства иногда заставляют… Иногда наступает, так называемое, «быстрое время».
Бывает и память с рождения. Супруги, например, (но далеко не только они) чувствуют и чуточку помнят друг друга уже с начала сознательного возраста. Бывает, и снятся друг другу, разговаривают (да, действительно разговаривают! При встрече оказывается, что сон был именно один на двоих!). Со временем воспоминания о былой совместной жизни становятся всё ярче и от желания найти друг друга может становиться сильно худо (как и где искать – неизвестно, а тем не менее, надо! Безысходно надо!).
Намо знает про это, и Судьба складывается так, что супруги в любом случае встречаются – да и некоторые пары и вовсе перерождаются лишь на условии их гарантированной встречи, раздельная жизнь для них хуже не-жизни.
3. РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
От зачатия ребёнка до его рождения в Арде проходило 11 месяцев. Традиционно как более важный отмечается именно день зачатия , а не день рождения (но и последний при желании можно отметить – тоже ведь дата!).
Эльфы не стареют и мало болеют. И это создаёт иллюзию, что рожать детей они могут в любое время. Но подобное невозможно хотя бы с позиции анатомии . Зачатие ребёнка возможно лишь тогда, когда эльф и эльфийка морально к этому готовы и хотят этого. Желание же детей вскоре после рождения некоего «максимума» пропадает (коротко живущее существо старается сохранить себя в потомках, долгоживущее – старается сохранить привычное ему общества. Инстинкт сохранения рода – не инстинкт его продолжения). Также оно пропадает по истечению многих лет из-за тяжести, обрушивающейся на голову эльфа (не смотря на специфичную эльфийскую память, позволяющую без психоза жить тысячи лет, гадости и пакости всё равно портят жизнь).
Иногда просто не хватает сил, а иногда вступает в действие принцип сохранения общества (чем существо старше, тем сознание ригидней), а ребенок – это всегда перемены. Больше двух детей у авари было редко. И уж точно никто из них не превзошёл Феанаро (он из нолдор, если кто не знает, см. «Законы и Обычаи Эльдар» Толкина). Эльфы настроены на рождение детей лишь в добрые и счастливые времена и стараются, например, заранее обеспечить себя на годы младенчества ребёнка, чтобы ничто не мешало им. Эльфы так уважали и хорошо относились к детям, что были даже случаи, когда соседи запросто так помогали семье с растущими детьми.
После зачатия ребёнка, в доме родителей строилась его личная комната, остававшаяся за ним даже после взросления и, возможно, переселения в свой дом.
Кстати, примерно такое отношение было и к взрослым эльфам, которые по тем или иным причинам примкнули к авари. В принципе, в чем то такой подход верен – он как бы «реинкарнировался» в ином обществе, начинал жить заново.
4. ДЕТСТВО
То, что называется «сознание», у эльфят появлялось раньше, чем у людей. Говорить эльфийские дети начинали тоже рано, иногда даже ранее года. И очень скоро учились ходить и танцевать, хотя на это и требовались много умственного напряжения с их стороны (привычки-то нет). Люди, видевшие играющих эльфят, сильно удивлялись малому росту детей, определив их возраст по умению говорить и двигаться. Однако же, достаточно скоро эльфята начинали «отставать» от людей. Физическое взросление эльфйских детей в большей степени зависело от их психологического состояния, как бы это ни смешно звучало для рационалиста-биолога. Само же желание эльфёнка взрослеть образовывалось на основе внешних условий. И в тяжёлые времена эльфята взрослели быстрее, война вынуждала, раньше надо было браться за работу и важные решения. Но даже во времена войны эльфы стремились дать им лучшее детство. Все помнили и знали, как прекрасна эта пора и желали её своим детям. Эльфы не могли взрослеть быстрее, не ранее тридцати лет (но могли – и позже) достигали они того роста и принимали тот вид, в котором жили всю дальнейшую жизнь . До (и больше) 50 лет могло пройти, прежде чем они становились полностью взрослыми .
Психологическое взросление приходило эльфу не ранее 20 лет. Он начинал чувствовать потребность во всех взрослых обязанностях и правах. Никакого общего экзамена на зрелость не устраивалось. Эльф сам осознавал свою степень взросления. А вот тесты на профпригодность, точнее на степень продвижения по выбранному пути устраивались. Да и проходил праздник который банально назвался «пробуждение» у каждого день его пробуждения, который знаменовал переход во взрослое состояние. И надо заметить, часто служил заменой дня рождения для «взрослых» Очень часто «Пробуждение» превращалось в своеобразную мистерию, после которой эльф становился аварэ, то есть «выбравшим».
5. ОБУЧЕНИЕ
Обучение у авари сводится к помощи в выборе пути, а также в поддержке и направлении первых шагов ребенка или «мигранта». Первым учителями обычно становится родители, или ответственное лицо (можно сказать, опекун). Они учат языку, по необходимости – письму и чтению. Обычно родители еще до рождения знают, с кем имеют дело, и поэтому, наверное, конфликты в семье являются большой редкостью. Телесные наказания не применялись, однако иногда показывался эмоциональный фон, того что «взрослый» расстроен поступком ребенка. Детей учат выбирать свой путь, не запрещая им заниматься тем, чем они хотят (например, сын поэта вполне может стать разведчиком, а дочь воина – врачевателем), считается, что дети не должны «продолжать» родителей, а находить свое место в обществе. Обучение очень часто было в игровой форме. Также поощрялись и приветствовались творческие наклонности. Вообще, к ребенку никогда не относились как чему-то пониженному в правах. Т.н. «опека» была не навязчивой и практически не заметной…
После первоначального обучения бывший ребенок находит себе учителя... а иногда учитель сам находит ученика… вообще процесс ученичества это процесс сотрудничества, а не передачи знаний и опыта.
Из-за того, что детей мало дети постоянно вращались во взрослом коллективе, поэтому процесс социализации не был очень болезненным (ребенок как бы плавно врастал в общество, находя в ней свою ячейку).
Игры у авари занимали не последнюю роль в жизни общества. Очень часто «игрой» авари называли, то что у людей является «хобби» (или сопутствующим занятием). Считается, что как раз в игре проявляется в полной свободе творческой потенциал. А игрой могло быть все что угодно – это и обучающие и познавательные игры в младшем возрасте, точнее открывающие мир. Социальные игры обычно становились элементом обучения, а подвижные – физической тренировкой.
6. ВЫБОР ПУТИ.
Различий между nere и nisse в выборе профессий у Мориквэнди практически не было (в отличие от эльдар). Женщины-воительницы и мужчины-лекари – вполне обыденное дело для авари. Главный принцип при выборе жизненного пути – каждый должен занимать своё место, приятное ему, естественное ему, понятное ему. Тот, кто не следует этому принципу и живёт иллюзиями знаний и умений – вызывает сожаление. НО (!!!) никто не запрещает творческий поиск – можно быть одновременно и лекарем, и воином, и бардом и мореходом и не быть ни тем и не другим. Считается, что у таких личностей место как раз в поиске места. И это не считается проявлением неприкаянности.
«Профессии» можно условно разделить на четыре категории: ремесленные (строительство, оружейное дело, виноделие, садоводство, кораблестроение), искусство (поэзия, парковое искусство, скульптура, музыка, изготовление мебели, резьба по дереву и кости), врачевание (и, здесь же, магия, ingolle, «тайное знание») и воинское дело (кстати, также включавшее в себя магов. Боевые ingolloni – чем не бойцы?).
Искусство ничем не ставится выше/ниже ремесла! Каждый хорош на своём месте.
7. БРАК
У авари не было преимущественного возраста вступления в брак – это уж кому как везло. У каждого своя судьба, определяемая им самим.
Для эльфов брак является естественным образом жизни и, с тех пор, как супруги встречают друг друга, иная жизнь им не мыслима.
Итак, два эльфа изъявляют желание вступить в брак. Что же происходит после этого? Если они (или один из них) не достигли ещё возраста самостоятельности, то свадьба проходит через «инстанцию» родителей. «Знакомство» семей с супругами (скорее – официальность + знакомство со всеми членами семьи. Уж родители-то наверняка уже знали избранника/избранницу) происходит в доме будущего мужа. В качестве символа помолвки могли выступать семейные ценности (такое понятие было, «семейная ценность», и оно было очень важным – ценность-таки ), которыми обменивались (обручальных колец как обязательного символа не было).
Однако, надо заметить, что свадебный обряд был крайне разнообразен. Считалось, что это личное дело каждого, как его проводить. Приводимые нами примеры – это просто общие варианты.
Сама свадьба происходит на территории дома жены (откуда молодожёны, покинув счастливых гостей, переползают к мужу ). Если оба супруга достигли возраста самостоятельности и уже живут отдельно, свадьба могла быть не столь пышной, как празднество двух Родов , а ограничиваться приглашением самых близких и небольшой пирушкой денька на два. Впрочем, любые обряды здесь 0 дань традиции. Сорванная по внешним причинам свадьба – состоявшаяся свадьба, если так считают супруги. Брак – свойство фэа эльфов и совершён он уже тогда (или ещё до того), когда супруги это понимают и выражают своё согласие. И, кстати, крепость уз от этого не пропадает.
Расторжение брака.
Брак для эльфов – не роспись и не клятва, это необходимость, отражение уже существующего (поэтому и заключён он может быть без обрядов и свадьбы, по одному лишь согласию). Брак не может быть расторгнут, ибо он – свойство фэа. Однако, фэа может измениться. Понятие брака пропадает, если супруги изменились, если они уже не те, кем были, не узнают друг друга, не близки и испытывают истинную любовь к другим. Это уже другие личности и брака между ними нет, хотя, возможно, они некогда и были близки.